Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции

Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключи ется в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

 

 

Естественно-научные

 

 

(материалистические) теории

 

 

Ч. Дарвин

Ф. Энгельс

Религиоз-

Теория

(1809—1882) —

(1820—1895) —

ная теория

палеовизита

английский ес-

социальный

 

 

тествоиспытатель,

мыслитель, поли-

 

 

создатель эволю-

тический деятель

 

 

ционной теории

 

Божествен-

Человек —

Человек как

Главная причина

ное проис-

создание не-

биологический

появления чело-

хождение

земное, при-

вид имеет

века — труд. Под

человека.

шельцы из

естественное,

влиянием труда

Душа —

космоса, по-

природное про-

сформировались

источник

сетив Землю,

исхождение и

специфические

человече-

оставили на

генетически свя-

качества челове-

ского в

ней челове-

зан с высшими

ка: сознание,

человеке

ческие суще-

млекопитаю-

язык, творче-

 

ства

щими

ские способности

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек — высшая ступень развития живых организ мое на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, кото рые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Биологизаторский подход

Социологизаторский подход

Акцентирует лишь эволюци-онно-биологические предпосылки человеческой природы

Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова

Основные отличия человека от животного

1.  Человек обладает мышлением и членораздельной ре->ыо. Только человек может размышлять о своем прошлом, фитически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некото->ые виды обезьян, но только человек может передать другим гюдям объективную информацию об окружающем мире. Лю-ш имеют способность выделять в своей речи главное. К тому •ке человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2.               Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

      моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли;

       обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

        выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его

действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3.                 Человек в процессе своей деятельности преобразует ок ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4.               Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5.               Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Образец задания

I А1.1 Выберите правильный ответ. Человек, согласно современным представлениям, есть существо 1)духовное 2)социальное

3)      биологическое

4)      биосоциальное Ответ: 4.

Сайт создан в системе uCoz