Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразую-щим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)

Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы

Окончание

Деятельность человека

Активность животного

Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека

Воздействие на среду осуществ ляется, как правило, органами тела, данными природой. От сутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств

Продуктивный, творческий, созидательный характер

Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

Основные компоненты деятельности

Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество)

Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)

Мотив

Цель

Методы и средства

Процесс

J_

Результат (продукт)

Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности — это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Виды действий1

Вид

Его сущность

Целенаправленное действие

Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий

1 Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Ве-бера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий.

81

Окончание табл.

Вид

Его сущность

Ценностно-рациональное действие

Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.

Аффективное (лат. af f ectus — душевное волнение) действие

Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.

Традиционное действие

Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра — это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

S2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линии сравнения

Общение

Информационная коммуникация

1. Общее

Обмен информацией

2. Различия

Получатель информации — человек

Получатель информации — человек, животное, машина

Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта

Однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи

Усиление общности участников

Участники остаются обособленными

 

 

 

Субъект — тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

 

 

 

 

 

Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

 

*

Структура общения

 

Содержание — это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому

 

 

 

 

 

Средства — это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)

 

 

*

 

 

Получатель информации

Существует несколько классификаций общения.

Общение

По используемым средствам общения

Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.

Опосредованное — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д.

Прямое — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга

Косвенное — через посредников, которыми могут выступать другие люди

| По субъектам общения

Между реальными  субъектами

Между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)

Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека

Между воображаемыми партнерами — художественными образами произведений

Функции общения

Наименование функции

Ее содержание

Социализации

Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности

Познавательная

Познание людьми друг друга

Психологическая

Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека

Отождествления (противопоставления)

Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»

Организационная

Организация совместной деятельности людей

В современной науке существует несколько подходов п« вопросу связи между деятельностью и общением.

      общение — это элемент любой деятельности, а деятель ность — необходимое условие общения, между ними можн< поставить знак равенства;

     общение — один из видов деятельности человека наря ду с игрой, трудом и т. д.;

       общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существо вать без деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которого явля ется приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осу ществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования

По вопросу, что такое труд, существует несколько гочеь зрения:

       труд — это любая сознательная деятельность человека Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;

       труд — один из видов деятельности, но далеко н^ ^дин ственный.

Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацелен ность на достижение запрограммированных* ожидаемых ре зультатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека

В каждом виде деятельности ставятся специфические це ли, задачи, используется особый арсенал средств, операций р методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельное ти — создание материальных благ или культурных ценностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность

 

 

 

 

 

 

Материальная (практическая)

 

Духовная

 

Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей

Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей

-

 

 

 

 

!

 

1

Познавательная

Материально-' производственная

 

Социально-преобразовательная

 

Отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях

Преобразование природы

Преобразование общества

 

 

 

 

 

Ценностно-ориентировочная

Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения

 

Прогностическая

Планирование или предвидение возможных изменений действительности

Основа классификации

Виды деятельности

Субъект деятельности

— Индивидуальная — Коллективная

Характер самой деятельности

— Репродуктивная (деятельность по образцу) — Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)

Соответствие правовым нормам

— Законная — Незаконная

Соответствие моральным нормам

— Моральная — Аморальная

Соотношение с общественным прогрессом

— Прогрессивная — Реакционная

Зависимость от сфер общественной жизни

— Экономическая — Социальная — Политическая — Духовная

Окончание табл.

Основа классификации

Виды деятельности

Особенности проявления человеческой активности

— Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) — Внутренняя (умственные действия)

Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

       Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

            Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

        Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод воображения) — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

      Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

       сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

           продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);

          преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;

       общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Образец задания

Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A)  создание художественных ценностей      1) материальная Б) осуществление научного открытия           2) духовная

B)        проведение реформ в обществе

Г) осуществление глобального моделирования

Д) совершенствование технологий производства

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

д

 

 

 

 

 

Ответ: 22121.

Сайт создан в системе uCoz