Тема 5. Мышление и деятельность

Мышление — активный процесс отражения объектив ного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Биологическая основа

Головной мозг человека

Мышление

Средство

Язык

Формы

База

     Понятийные

и категориальные

 Ассоциативно-образные

    Вербально-речевые

   Деятельностно-орудийные

Чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов

Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их

свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в ^крытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.

Этап

Его сущность

Наличие:

потребности (материальной, духовной) или необходи-I    мости что-то понять, узнать, объяснить;

интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности;

   умения отделить новое, необычное от известного;

  стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.

I Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса

II

Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации

III

Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он по-шает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и ^спешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

89

Мышление — сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

Особенности мышления

Первобытного человека

Современного человека

Чувственная конкретность и предметность

Большие обобщающие способности

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Типы мышления

Тип

Его сущность

Образное

Задача дана наглядно, в конкретной форме Способом ее решения будет практическое дей ствие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций

Понятийное (теоретическое)

Задача поставлена как теоретическая. Спосо- * бом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку

Знаковое

Обусловлено проникновением в человеческое 1 мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Образец задания

В2.   Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».

Образ; язык; представление; темперамент; знак. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».

Ответ: Темперамент.

Сайт создан в системе uCoz