Тема 1. Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

          Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

     Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

             Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация ». Понятие « культура » противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

38

 

 

 

Культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материальная культура

 

Духовная культура

Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.

 

Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Потребности общества и человека (материальные

или духовные), которые удовлетворяются произведенными

ценностями

Критерий деления

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно,-потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Основные функции культуры

Наименование функции

Бе содержание

Познавательная

Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе

Оценочная

Осуществление   дифференциации   ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная)

Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

Информативная

Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Коммуникативная

Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение

Социализации

Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Структура духовной жизни общества

Духовные потребности

Духовная деятельность (духовное производство)

Духовные блага (ценности)

Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности

Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом

             Идеи, теории, образы и духовные ценности

            Духовные общественные связи индивидов

           Сам человек как существо духовное

Социализация личности

Виды

 

Цель

Наука

Искусство

Религия

Воспроизводство  общественного сознания в его целостности

Особенности

Его продуктами являются идеальные образования, . которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя

Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества

Образец задания

I A1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1)      верно только А

2)      верно только Б

3)      верны оба суждения

4)    оба суждения неверны

Ответ: 1.

Сайт создан в системе uCoz