Тема 2. Формы и разновидности культуры:

народная, массовая и элитарная;

молодежная субкультура

Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.

Типология культуры

Основа классификации

Типы культуры

Связь с религией

Культуры религиозные и светские

Региональная принадлежность

Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская

Регионально-этническая особенность

Русская, французская и т. д.

Принадлежность к историческому типу общества

Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества

Хозяйственный уклад

Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура

Сфера жизни общества или вид деятельности

Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры

Связь с территорией

Сельская и городская культуры

Специализация

Обыденная и специализированная культуры

Уровень мастерства и вид аудитории

Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Культура

Основные формы

Элитарная

 

Народная

 

Массовая

Создается привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами

 

Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы)

 

Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры)

Разновидности

Субкультура

 

Контркулътура

Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная)

 

Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное

Негативное

• Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире

• Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»

Окончание табл.

Позитивное

Негативное

• Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы • Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени • Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке • Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству

• Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей • Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере • Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.) • Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности • Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры: знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как де-виантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

___ Образец задания

| Вв. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Первоначально во взаимодействии инновации и_______(1)

в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени __________(2). Чем глубже в

прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и

__________(3), в формулы житейской__________(4),

практического___________(5), верований. Он разгружен

от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата,

стих, пропись, обобщенный художественный_______(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A)    образ       Е) рассудок

Б) поведение    Ж) преемственность

B)  демократия               3) традиция Г) новаторство            И) мудрость Д) искусство

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите

под каждым номером букву, соответствующую выбранному

вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк

ответов.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Ответ: ЗВБИЕА.

Сайт создан в системе uCoz