Тема 5. Наука

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Наука

 

 

 

 

___..................1   ,

Социальный институт со своей структурой и функциями

• Отрасль духовного производства

• Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов

Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)

Система научных исследований

Опытно-конст-руктор-ские изыскания

 

 

 

Основная продукция

 

Понятия, законы, теории

 

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

Основа классификация

Виды науки

Предмет и метод познания

— Науки о природе: естествознание — Науки об обществе: обществознание (гуманитарные, социальные науки) — Науки о познании и мышлении: логика, гносеология, диалектика — Технические науки и математика

Окончание табл.

Основа классификация

Виды науки

«Удаленность» от практики

— Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику — Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.

Наименование модели

Бе содержание

1. Постепенное развитие науки

Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников

2. Развитие науки через научные революции

Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»1

3. Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания

За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость

4. Развитие через интеграцию научного знания

Строить систему знания на основе извлечения ее элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук

1 Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

53

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Наука

Общество

Потребности развития общества Материально-техническая база общества

Внутренние законы науки

           Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых)

             Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции)

            Сочетание процессов дифференциации и интеграции

            Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации

Функции современной науки

Наименование функции

Бе содержание

Культурно-мировоззренческая

Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры

Познавательно-объяснительная

Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития

Прогностическая

Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению

Образец задания

Запишите слово, пропущенное в схеме.

НАУКА

Фундаментальная

Ответ: Прикладная.

Сайт создан в системе uCoz