Тема 6. Социальная и личностная значимость образования

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Функции образования

Наименование функции

Бе содержание

Экономическая

Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности

Социальная

Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности

Культурная

Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей

Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

55

 

 

 

 

Компоненты

\^

|

 

 

 

Совокупность образовательных стандартов и программ

 

Органы управления образованием

 

Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования

 

к

»         S               *

Сеть - образовательных учреждений

 

Система образования в России

• Гуманистический характер образования • Приоритет общечеловеческих ценностей • Право личности на свободное развитие • Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур • Общедоступность образования • Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых • Светский характер образования в государственных учреждениях • Свобода и плюрализм в образовании • Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений

 

• Дошкольные образовательные учреждения • Общеобразовательные школы (гимназии) • Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи) • Учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.) • Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.) • Университеты, колледжи, технические школы • Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров • Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.)

Общие тенденции в развитии образования

Тенденция

Бе сущность

Демократизация системы образования

Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются

Окончание табл.

Тенденция

Ее сущность

Рост продолжительности образования

Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения

Непрерывность образования

В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии

Гуманизация образования

Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям

Гуманитаризация образования

Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний

Интернационализация процесса образования

Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем

Компьютеризация процесса образования

Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба

В4.

Образец задания

Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1)     сокращение продолжительности образования

2)      гуманизация образования

3)    усиление сословного характера образования-

4)      гуманитаризация образования

5)      отказ от преподавания общественных наук

6)     создание единой системы образования для разных стран Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 246.

Сайт создан в системе uCoz