Тема 8. Мораль. Нравственная культура

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Развитие норм морали

 

 

 

 

Наименование нормы

Сущность

Характер нормы

Чем поддерживается

Когда возникает

Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки)

Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)

Распространяется на членов данной общины

Мистическая боязнь определенных актов или существ

Родовой строй

Обычай

Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах

Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора

Авторитет общественного мнения

Традиция (лат. traditio — передача)

Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения

Моральные правила

Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни

Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение

Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения

Разложение родового строя

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

                натуралистический подход — мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

                теологический подход — мораль дарована человеку Богом;

               социологический подход — мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;

                 культурологический подход — мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.

Понятие «мораль»

Понятие «нравственность»

Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.

Принципы реального практического поведения: людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение.

i

Окончание табл.

I

Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)

1

Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего)

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Мораль и право: общее и различия

 

Нормы морали

Нормы права

 

Общее

1.

Являются в системе социальных норм самыми универсаль-

ными, распространяющимися на все общество

2.

Имеют один объект регулирования — общественные отно-

шения

3.

Выступают мерой свободы в обществе

4.

Связаны с категорией «социальная справедливость»

5.

Имеют сходную структуру

 

Различия

1.

Формируются в процессэ

1. Установлены или санкци-

 

утверждения, развития мо-

онированы государством,

 

ральных взглядов и идеалов,

официально зафиксирова-

 

содержатся в сознании лю-

ны в юридических актах

 

дей и выражаются в общест-

 

 

венном мнении

 

Окончание табл.

Нормы морали           Нормы права

Различия

2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений

2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся

3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей

3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения

4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы

4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок

5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.)

5. Регулируют отношения, подконтрольные государству

6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого

6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Важнейшие функции морали в обществе

    Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

  Ценностно-ориентационная — утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

    Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

     Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

68

— Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

"Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:

 

Этап

Формируемая нравственность

На чем основана

Главный мотив нравственного поведения

Для кого характерна

I

Элементарная нравственность

Послушание и подражание

Страх,боязнь наказания («Что со мной сделают?»)

Дети; некоторые инфантильные люди взрослого возраста

II

Конвенциональная нравственность

Общественное мнение окружающих

Стыд, честь («Что обо мне подумают?»)

Взрослые люди

III

Автономная нравственность

Саморегуляция

Совесть («Что я сам о себе подумаю?»)

Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.

Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы jec особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе)..

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности'

Наименование принципа

Его сущность

«Золотое правило» нравственности

В религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться   «золотое   правило»   нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми

Моральная автономия личности

Этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д.

70

Окончание табл.

Наименование принципа

Его сущность

 

Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства

Гуманизм

Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

Образец задания

I C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения. Как нормы морали, таки нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.

Сайт создан в системе uCoz