Тема 1. Экономика: наука и хозяйство

Термин «экономика» (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это:

         Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

       Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

Экономика как система общественного производства

Материальное производство

Изготовление вещественных благ в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т. д.

Производство материальных благ

Производство материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

Нематериальное производство

Создание духовных и нравственных ценностей

Производство нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)

Производство нематериальных благ

Сфера услуг

i

Экономическая деятельность есть производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

В целом производство — это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Свободных благ, которые неограничены и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Среди них — ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства, или производственными ресурсами. Важнейшие из них — труд, земля, капитал, предпринимательство или предпринимательские способности.

Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста. Не меньшую роль играет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему.

Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда

Производительность труда

Напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени

Результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени

Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой.

Под «землей» экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных ископаемых. Определенная сумма, выплаченная за пользование землей, называется рентой. Земельная рента составляет доход того, кто владеет землей.

Капитал (от лат. capitalis — главный) включает в себя произведенные человеком средства производства. Капитал — это все то, что используется людьми для производства товаров и услуг или служит необходимым условием этого производства.

Основной капитал — здания, станки, оборудование; используется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно. Оборотный капитал — сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуется за один цикл; входит во вновь созданный продукт целиком; затраты возмещаются после реализации продукции. Доход на капитал называется процентом.

Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

Важнейшим производственным ресурсом являются способности человека к предпринимательству. Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производственная деятельность невозможны. К этим функциям относятся: умение правильно соединить факторы производства — труд, землю, капитал — и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям. Вознаграждение предпринимателю за производство товара или услуги называется прибылью (предпринимательским доходом). Прибыль — это то, что остается после вычитания денег на производство из общей выручки.

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов — информацию. Владение информацией является неотъемлемой составляющей предпринимательских способностей.

Помимо перечисленных факторов производства, в экономике играют большую роль такие факторы, как общая культура^ различающаяся в различных обществах; наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Из данного противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными средствами, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар — продукт* труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена, т. е. обладает стоимостью — овеществленным в товаре трудом товаропроизводителя; должен удовлетворять потребность человека, т. е. обладает потребительной стоимостью; должен обладать способностью обмениваться на другой товар, т. е. обладает меновой стоимостью.

Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

Экономика как наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Основная задача экономики

Предмет исследования экономики

Особенность экономики как науки

    Поиск путей эффективного ведения хозяйства

    Поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей

Экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики

Поведение человека применительно к ключевым вопросам хозяйственной жизни, связанным с производством товаров и услуг

Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях

Экономическая теория (экономика), как и любая другая научная дисциплина, выполняет присущие ей функции.

Функции экономической теории

Наименование функции

Ее сущность

Познавательная

Познание, исследование и объяснение сущности и результатов процессов и явлений, происходящих в экономической жизни общества на всех его уровнях

Методологическая

Определение методов, средств т£ научных инструментов исследовательских/работ в смежных дисциплинах экономическо|г науки. Определение закономерностей экономического развития                 

Практическая (прагматическая)

Использование результатов анализа экономической теории в хозяйственной политике: выработка определенной экономической или стратегической политики на данный момент или на перспективу, а также построение микро- или макроэкономических моделей, установление научных прогнозов на любом экономическом уровне

Образовательная

Предоставление человеку возможности получить системные знания о состоянии важнейшей сферы общественной жизни — экономики — и своих перспективах в ней

Идеологическая

Обоснование смысла глобальных политических идей и целей развития общества (государства)

Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический.

Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой)

Микроэкономика (гр. mikros — малый)

Это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира

Это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях

Исследует вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объем произведенного продукта и совокупного дохода, то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления

Исследует причинно-следственные и функциональные связи, которые влияют на принятие решений как отдельными людьми, так и фирмами, предприятиями

Имеет дело с такими проблемами, как повышение занятости, увеличение объемов производства, экономический рост, преодоление инфляции, безработицы, кризисов и т. д.

Имеет дело с такими проблемами, как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, цена и ее влияние на отдельные элементы хозяйства, а также с процессами производства и потребления, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Стремится к стабильности

Стремится к динамике, росту

Подчиняется принципу социального эффекта

Подчиняется принципу рыночной целесообразности

Действуют три субъекта: фирма, домохозяйство и государство

Действуют два субъекта: фирма и домохозяйство

Экономическая наука прошла долгий путь развития, опираясь на теоретические изыскания ведущих экономических школ.

Экономические школы — системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную кон-

200

цепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.

Этапы становления и развития экономической теории

Основные эко-

Представите-

Время

C!vTiiHOf*Ti*

номические

ли экономиче-

возникно-

 

 

 

 

экономических школ

школы

ских школ

вения

 

Мерканти-

А. Монкреть-

XVI—

Богатство — это

лизм (от ит.

ен, У. Стаф-

XVIII вв.

прежде всего золото,

mercante

форд,

 

на которое можно все

торговец)

Ж. Б. Коль-

 

купить. Его прино-

 

бер,

 

сит торговля, глав-

 

А.Л. Ордин-

 

ным образом внеш-

 

Нащокин,

 

няя. Значит, следует

 

И. Т. Посош-

 

его ввозить, не допу-

 

ков, Петр I

 

ская вывоза, а потому

 

 

 

исследовать надо толь-

 

 

 

ко сферу обращения.

• Ранний мер-

 

XVI—

Идеализация серебра

кантилизм —

 

XVII вв.

и золота как единст-

монетаризм

 

 

венной формы богат-

 

 

 

ства и запрещение вы-

 

 

 

воза денег из страны

• Поздний

 

XVII—

Увеличение экспорта

мерканти-

 

XVIII вв.

промышленных това-

лизм — про-

 

 

ров, обложение ино-

текционизм

 

 

странных товаров вы-

(от лат. рго-

 

 

сокими пошлинами,

tectio — по-

 

 

покровительство

кровительст-

 

 

национальной эконо-

во, защита)

 

 

мике

Физиократы

Ф. Кенэ

Вторая

Основной источник

(от гр. phy-

 

половина

богатства страны —

sis — приро-

 

XVIII в.

сельское хозяйство,

да, kratos —

 

 

сельскохозяйствен-

власть)

 

 

ное производство

Классиче-

А. Смит,

Конец

Впервые обосновали

ская полити-

Д. Рикардо

XVIII

идею главенствую-

ческая эконо-

 

начало

щей роли сферы про-

мия

 

XIX в.

изводства в созда-

 

 

 

нии общественного

 

 

 

богатства.

Продолжение табл.

Основные экономические школы

Представители экономических школ

Время возникновения

Сущность экономических школ

Классическая политическая экономия

 

 

Раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров. Доказали, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны. Выявили источники доходов всех слоев общества

Марксизм

К. Маркс

Вторая половина XIX в.

Развил трудовую теорию стоимости и впервые создал учение о прибавочной стоимости, в котором утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства

Маржина-лизм (от фр. marginal — предельный)

К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас

70-е гг. XIX в.

Видели задачу политической экономии в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Понятие ценности товара и проблема формирования его цены связывали прежде всего с его полезностью и редкостью

Окончание табл.

 

Основные эко-

Представите-

Время

Сущность

номические

ли экономиче-

возникно-

 

 

 

экономических школ

школы

ских школ

вения

 

Кейнсиан-

Дж. Кейнс

XX в.

Рассматривал вопро-

ство

 

 

сы государственного

 

 

 

регулирования эко-

 

 

 

номики на базе ана-

 

 

 

лиза макроэкономи-

 

 

 

ческих величин.

 

 

 

Предмет анализа —

 

 

 

народное хозяйство в

 

 

 

целом

Институци-

Т. Веблен,

С конца

Характер экономиче-

онализм (от

У. Митчел,

XIX в.

ского развития опре-

лат. institu-

М. Вебер,

 

деляет не рынок сам

tum — уста-

Д. Гелбрейт

 

по себе, а вся систе-

новление,

и др.

 

ма экономических

institutio

 

 

институтов: фир-

обычай)

 

 

мы, профсоюзы, госу-

 

 

 

дарство, законы, ука-

 

 

 

зы, постановления,

 

 

 

обычаи, навыки,

 

 

 

традиции и т. д.

Образец задания

А1.1 Выберите правильный ответ. Предметом изучения эко-

номики как науки является

1)   обмен продуктами питания

2)      оформление трудового договора

3)      разработка принципов распределения ресурсов

4)     изобретение ресурсосберегающих технологий Ответ: 3.

Сайт создан в системе uCoz