Тема 6. Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Общественное развитие

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)

Это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

 

Революция (от лат. revo-lutio — поворот, переворот)

Это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

Виды

Виды

Прогрессивные

Регрессивные (реакционные)

Кратковременные

Долговременные

(например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)

(например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в   России   — ♦Контрреформы» Александра III)

(например,  Февральская революция 1917 г. в России)

(например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция xvm-XIX вв.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

   экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

    социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1)    дописьменные и письменные;

2)          простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3)                первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4)                  развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

5)

 

Окончание табл.

Линии сравнения

Традиционное (доиндустриаль-ное)

Индустриальное

Постиндустриальное (информационное)

Продолжительность жизни

40—50 лет

Свыше 70 лет

Свыше 70 лет

Воздействие человека на природу

Локальное, неконтролируемое

Глобальное, неконтролируемое

Глобальное, контролируемое

Взаимодействие с другими странами

Несущественное

Тесная  взаимосвязь

Открытость общества

Политическая жизнь

Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй

Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство

Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»

Духовная жизнь

Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью

Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов

Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обще-ствознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация (от лат. for-matio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой

Структура

Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него

Способ

Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)

Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду

производства

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:

I

Первичная (архаичная)

Вторичная (экономическая)

Первобытнообщинная

Рабовладель ческая

I—*---' Капита-

1феодаль- листи-ная     ческая

Третичная

' Коммунистическая:

1)   социализм;

2)    коммунизм.

Формации

1 Представле-> ны в трудах J К. Маркса

Сформировались в советском об-ществозна-нии

в 30-е гг. XX в.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:

      как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);

      как   ступень   исторического   развития   (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

       как синоним культуры (например, А. Тойнби);

        как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее обра-

25

зом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два подхода.

Теория цивилизации

±

Стадиальный подход

Локальный подход

Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии

Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни)

Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.)

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IVIII тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)

Локальная цивилизация —

большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития

Структура

Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская

Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)

26

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.

Линии сравнения

Западная цивилизация

Восточная цивилизация

1. Особенности восприятия мира

Рациональное, противоречивое восприятие — «фаустов-ско-гамлетовское »

Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений)

2. Отношение к природе

Стремление подчинить себе природу. Человек — венец природы, и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека производится и используется техника

Стремление быть в гармонии с природой. Человек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела

3. Соотношение личности и общества

Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы

Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма

4. Отношения власти

Принцип разделения властей. Сослов-но-представитель-ные структуры. Парламентаризм

Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)

5. Отношения собственности

Господство частной собственности

Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)

27

Окончание табл.

Линии

Западная

Восточная

сравнения

цивилизация

цивилизация

6. Отношение

Стремление к про-

Стремление к воспроиз-

к прогрессу

грессу, постоянное

водству самих себя, под-

 

изменение форм де-

держанию традиционно-

 

ятельности, исполь-

го образа жизни.

 

зование новаций.

Развитие общества носит

 

Развитие общества

циклический характер

 

носит постепенный,

 

 

поступательный ха-

 

 

рактер

 

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

Линии сравнения

Формационный подход

Цивилизационный подход

1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития

Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны

Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности

2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества

Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества

Ценностные  установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими

3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс»

Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений

Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать

28

Окончание табл.

Линии сравнения

Формационный подход

Цивилизационный подход

 

 

отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно

4. Достоинства

Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности исторического развития общества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран

— позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

5. Недостатки

— многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план

— при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;

29

Окончание табл.

Линии

Формационный

Цивилизационный

сравнения

подход

подход

5. Недос-

роль человеческого фак-

— сводит к минимуму

татки

тора, человеческую

возможности исследова-

 

деятельность;

ния закономерностей ис-

 

— недостаточное внима-

торического развития

 

ние уделяется своеобра-

человеческого общества

 

зию, уникальности, непо-

 

 

вторимости отдельных об-

 

 

ществ и народов

 

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая jbo внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

 

Сайт создан в системе uCoz