Тема 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного познания

          Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-

• ственного воздействия на органы чувств.

          Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-

  вующих на органы чувств.

          Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

           Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

           Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.

              Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

   +          t

Индуктивное —         Дедуктивное —              Получаемое

умозаключение от       умозаключение от        по аналогии. частного к общему.      общего к частному.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от л1ат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Особенности чувственного

и рационального познания

Чувственное познание

Рациональное познание

• Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта • Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

• Опора на результаты чувственного познания • Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.

Различают следующие виды интуиции:

         интеллектуальная — связана с умственной деятельностью;

             мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.

В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотиваци-онная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.

 

Эмоции

 

Чувства

Аффективная форма проявления моральных чувств

Эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (чувства любви, ненависти и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационная сторона познания

 

 

 

 

 

 

Устойчивость интересов и целей субъекта познания

 

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

Образец задания

I ВЗ. I Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

A)    мысль, отражающая общие и    1) представление существенные свойства пред-             2) понятие метов, явлений, процессов                   3) суждение

Б) образ объекта познания, запе-                   4) восприятие

чатленный в памяти

B)          мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе

Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Ответ: 2134.

Сайт создан в системе uCoz