Тема 4.
Деятельность человека, ее основные формы
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразую-щим отношением к окружающему миру.
Деятельность человека |
Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. |
Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности |
Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) |
Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
Окончание
Деятельность человека |
Активность животного |
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека |
Воздействие на среду осуществ ляется, как правило, органами тела, данными природой. От сутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств |
Продуктивный, творческий, созидательный характер |
Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой |
Основные компоненты деятельности
Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество)
Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Мотив
Цель
Методы и средства
Процесс
J_
Результат (продукт)
Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности — это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Виды действий1
Вид |
Его сущность |
Целенаправленное действие |
Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий |
1 Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Ве-бера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий.
81
Окончание табл.
Вид |
Его сущность |
Ценностно-рациональное действие |
Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. |
Аффективное (лат. af f ectus — душевное волнение) действие |
Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д. |
Традиционное действие |
Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки |
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра — это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
S2
Линии сравнения |
Общение |
Информационная коммуникация |
||||
1. Общее |
Обмен информацией |
|||||
2. Различия |
Получатель информации — человек |
Получатель информации — человек, животное, машина |
||||
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта |
Однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи |
|||||
Усиление общности участников |
Участники остаются обособленными |
|||||
|
|
|
Субъект — тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) |
|||
|
|
|
||||
|
|
Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении |
||||
|
* |
|||||
Структура общения |
|
Содержание — это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому |
||||
|
|
|
|
|||
|
Средства — это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.) |
|||||
|
|
* |
||||
|
|
Получатель информации |
||||
Существует несколько классификаций общения.
Общение
По используемым средствам общения
Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга
Косвенное — через посредников, которыми могут выступать другие люди
| По субъектам общения
Между реальными субъектами
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)
Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека
Между воображаемыми партнерами — художественными образами произведений
Функции общения
Наименование функции |
Ее содержание |
Социализации |
Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности |
Познавательная |
Познание людьми друг друга |
Психологическая |
Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека |
Отождествления (противопоставления) |
Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой» |
Организационная |
Организация совместной деятельности людей |
В современной науке существует несколько подходов п« вопросу связи между деятельностью и общением.
— общение — это элемент любой деятельности, а деятель ность — необходимое условие общения, между ними можн< поставить знак равенства;
— общение — один из видов деятельности человека наря ду с игрой, трудом и т. д.;
— общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существо вать без деятельности.
Учение — это вид деятельности, целью которого явля ется приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осу ществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования
По вопросу, что такое труд, существует несколько гочеь зрения:
— труд — это любая сознательная деятельность человека Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
— труд — один из видов деятельности, но далеко н^ ^дин ственный.
Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацелен ность на достижение запрограммированных* ожидаемых ре зультатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека
В каждом виде деятельности ставятся специфические це ли, задачи, используется особый арсенал средств, операций р методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельное ти — создание материальных благ или культурных ценностей
|
Деятельность |
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||
Материальная (практическая) |
|
Духовная |
|
|||||
Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей |
Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей |
- |
||||||
|
|
|
|
|||||
! |
|
1 |
Познавательная |
|||||
Материально-' производственная |
|
Социально-преобразовательная |
|
Отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях |
||||
Преобразование природы |
Преобразование общества |
|||||||
|
|
|
|
|
||||
Ценностно-ориентировочная |
||||||||
Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения |
||||||||
|
||||||||
Прогностическая |
||||||||
Планирование или предвидение возможных изменений действительности |
||||||||
Основа классификации |
Виды деятельности |
|||||||
Субъект деятельности |
— Индивидуальная — Коллективная |
|||||||
Характер самой деятельности |
— Репродуктивная (деятельность по образцу) — Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов) |
|||||||
Соответствие правовым нормам |
— Законная — Незаконная |
|||||||
Соответствие моральным нормам |
— Моральная — Аморальная |
|||||||
Соотношение с общественным прогрессом |
— Прогрессивная — Реакционная |
|||||||
Зависимость от сфер общественной жизни |
— Экономическая — Социальная — Политическая — Духовная |
|||||||
Окончание табл.
Основа классификации |
Виды деятельности |
Особенности проявления человеческой активности |
— Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) — Внутренняя (умственные действия) |
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
— Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
— Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
— Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод воображения) — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
— Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
— сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
— продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);
— преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;
— общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Образец задания
Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
A) создание художественных ценностей 1) материальная Б) осуществление научного открытия 2) духовная
B) проведение реформ в обществе
Г) осуществление глобального моделирования
Д) совершенствование технологий производства
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А |
Б |
В |
Г |
д |
|
|
|
|
|
Ответ: 22121.