Тема 2. Формы и
разновидности культуры:
народная, массовая
и элитарная;
молодежная
субкультура
Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.
Типология культуры
Основа классификации |
Типы культуры |
Связь с религией |
Культуры религиозные и светские |
Региональная принадлежность |
Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская |
Регионально-этническая особенность |
Русская, французская и т. д. |
Принадлежность к историческому типу общества |
Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества |
Хозяйственный уклад |
Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура |
Сфера жизни общества или вид деятельности |
Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры |
Связь с территорией |
Сельская и городская культуры |
Специализация |
Обыденная и специализированная культуры |
Уровень мастерства и вид аудитории |
Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры |
Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
Культура
Основные формы
Элитарная |
|
Народная |
|
Массовая |
Создается привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами |
|
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы) |
|
Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры) |
Разновидности
Субкультура |
|
Контркулътура |
Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная) |
|
Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.) |
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное |
Негативное |
• Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире |
• Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека» |
Окончание табл.
Позитивное |
Негативное |
• Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы • Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени • Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке • Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству |
• Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей • Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере • Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.) • Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности • Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения |
Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.
Составляющие и признаки субкультуры: знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
Молодежная субкультура часто рассматривается как де-виантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
___ Образец задания
| Вв. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Первоначально во взаимодействии инновации и_______(1)
в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени __________(2). Чем глубже в
прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и
__________(3), в формулы житейской__________(4),
практического___________(5), верований. Он разгружен
от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата,
стих, пропись, обобщенный художественный_______(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) образ Е) рассудок
Б) поведение Ж) преемственность
B) демократия 3) традиция Г) новаторство И) мудрость Д) искусство
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите
под каждым номером букву, соответствующую выбранному
вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк
ответов.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Ответ: ЗВБИЕА.