Тема 5. Наука
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Наука
___..................1 , Социальный институт со своей структурой и функциями |
• Отрасль духовного производства |
• Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов |
|
Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.) |
Система научных исследований |
Опытно-конст-руктор-ские изыскания |
|
|
|
|
|
Основная продукция |
|
||
Понятия, законы, теории |
|
Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.
Основа классификация |
Виды науки |
Предмет и метод познания |
— Науки о природе: естествознание — Науки об обществе: обществознание (гуманитарные, социальные науки) — Науки о познании и мышлении: логика, гносеология, диалектика — Технические науки и математика |
Окончание табл.
Основа классификация |
Виды науки |
«Удаленность» от практики |
— Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику — Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем |
Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.
Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.
Наименование модели |
Бе содержание |
1. Постепенное развитие науки |
Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников |
2. Развитие науки через научные революции |
Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»1 |
3. Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания |
За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость |
4. Развитие через интеграцию научного знания |
Строить систему знания на основе извлечения ее элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук |
1 Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
53
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Наука
Общество
Потребности развития общества Материально-техническая база общества
Внутренние законы науки
• Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых)
• Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции)
• Сочетание процессов дифференциации и интеграции
• Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Функции современной науки
Наименование функции |
Бе содержание |
Культурно-мировоззренческая |
Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры |
Познавательно-объяснительная |
Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития |
Прогностическая |
Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению |
Образец задания
Запишите слово, пропущенное в схеме.
НАУКА
Фундаментальная
Ответ: Прикладная.