Тема 6. Социальная
и личностная значимость образования
Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования
Наименование функции |
Бе содержание |
Экономическая |
Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности |
Социальная |
Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности |
Культурная |
Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей |
Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.
55
|
Компоненты |
\^ |
|||
| |
|
|
|
||
Совокупность образовательных стандартов и программ |
|
Органы управления образованием |
|
Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования |
|
|
к |
» S * |
|||
Сеть - образовательных учреждений |
|
Система образования в России |
• Гуманистический характер образования • Приоритет общечеловеческих ценностей • Право личности на свободное развитие • Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур • Общедоступность образования • Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых • Светский характер образования в государственных учреждениях • Свобода и плюрализм в образовании • Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений |
||
|
|||||
• Дошкольные образовательные учреждения • Общеобразовательные школы (гимназии) • Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи) • Учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.) • Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.) • Университеты, колледжи, технические школы • Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров • Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.) |
|||||
Общие тенденции в развитии образования
Тенденция |
Бе сущность |
Демократизация системы образования |
Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются |
Окончание табл.
Тенденция |
Ее сущность |
Рост продолжительности образования |
Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения |
Непрерывность образования |
В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии |
Гуманизация образования |
Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям |
Гуманитаризация образования |
Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний |
Интернационализация процесса образования |
Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем |
Компьютеризация процесса образования |
Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба |
В4.
Образец задания
Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) сокращение продолжительности образования
2) гуманизация образования
3) усиление сословного характера образования-
4) гуманитаризация образования
5) отказ от преподавания общественных наук
6) создание единой системы образования для разных стран Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 246.