Тема 8. Мораль.
Нравственная культура
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Развитие норм морали
Наименование нормы |
Сущность |
Характер нормы |
Чем поддерживается |
Когда возникает |
Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки) |
Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) |
Распространяется на членов данной общины |
Мистическая боязнь определенных актов или существ |
Родовой строй |
Обычай |
Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах |
Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора |
Авторитет общественного мнения |
|
Традиция (лат. traditio — передача) |
Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения |
|||
Моральные правила |
Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни |
Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение |
Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения |
Разложение родового строя |
По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
— натуралистический подход — мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
— теологический подход — мораль дарована человеку Богом;
— социологический подход — мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
— культурологический подход — мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.
Понятие «мораль» |
Понятие «нравственность» |
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. |
Принципы реального практического поведения: людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение. i |
Окончание табл.
I
Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)
1
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего)
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Мораль и право: общее и различия
|
Нормы морали |
Нормы права |
|
Общее |
|
1. |
Являются в системе социальных норм самыми универсаль- |
|
ными, распространяющимися на все общество |
||
2. |
Имеют один объект регулирования — общественные отно- |
|
шения |
||
3. |
Выступают мерой свободы в обществе |
|
4. |
Связаны с категорией «социальная справедливость» |
|
5. |
Имеют сходную структуру |
|
|
Различия |
|
1. |
Формируются в процессэ |
1. Установлены или санкци- |
|
утверждения, развития мо- |
онированы государством, |
|
ральных взглядов и идеалов, |
официально зафиксирова- |
|
содержатся в сознании лю- |
ны в юридических актах |
|
дей и выражаются в общест- |
|
|
венном мнении |
|
Окончание табл.
Нормы морали Нормы права |
|
Различия |
|
2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений |
2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся |
3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей |
3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения |
4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы |
4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок |
5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) |
5. Регулируют отношения, подконтрольные государству |
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого |
6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного |
Важнейшие функции морали в обществе
— Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
— Ценностно-ориентационная — утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
— Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
— Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
68
— Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.
Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.
"Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:
Этап |
Формируемая нравственность |
На чем основана |
Главный мотив нравственного поведения |
Для кого характерна |
I |
Элементарная нравственность |
Послушание и подражание |
Страх,боязнь наказания («Что со мной сделают?») |
Дети; некоторые инфантильные люди взрослого возраста |
II |
Конвенциональная нравственность |
Общественное мнение окружающих |
Стыд, честь («Что обо мне подумают?») |
Взрослые люди |
III |
Автономная нравственность |
Саморегуляция |
Совесть («Что я сам о себе подумаю?») |
Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы jec особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе)..
Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.
Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности'
Наименование принципа |
Его сущность |
«Золотое правило» нравственности |
В религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми |
Моральная автономия личности |
Этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д. |
70
Окончание табл.
Наименование принципа |
Его сущность |
|
Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства |
Гуманизм |
Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др. |
Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.
Образец задания
I C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.
Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения. Как нормы морали, таки нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.