Тема 8.
Политический режим. Типы политических режимов
Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т. е. государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.
|
|
Политический режим |
|
|
||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
||
Определяется |
|
Обеспечивает |
||||
• Уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов • Структурированностью правящей элиты • Состоянием отношений с бюрократией (чиновничьим аппаратом) • Развитостью общественно-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием и поведением • Доминирующим в обществе типом легитимности |
|
• Стабильность политической власти • Управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений • Достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты |
||||
Политические режимы
|
Виды режимов |
||
Линии сравнения |
Демократиче- |
Недемократический |
|
|
ский |
Тоталитарный |
Авторитарный |
1. Формы |
Непосредст- |
Итальянский |
От буржуаз- |
|
венная и |
фашизм, не- |
ных, социа- |
|
представи- |
мецкий на- |
листических |
|
тельная |
ционал-со- |
до военно- |
|
демократия |
циализм, со- |
диктатор- |
|
|
ветский |
ских, напри- |
|
|
социализм, |
мер, военный |
|
|
китайский |
режим Пино- |
|
|
маоизм |
чета в Чили, |
|
|
|
теократичес- |
|
|
|
кий режим |
|
|
|
аятоллы Хо- |
|
|
|
мейни в Ира- |
|
|
|
не, режим |
|
|
|
гражданских |
|
|
|
диктатур, на- |
|
|
|
пример, в |
|
|
|
странах Араб- |
|
|
|
ского Востока |
Продолжение табл.
Линии сравнения |
Виды режимов |
||
Демократиче- |
Недемократический |
||
ский |
Тоталитарный |
Авторитарный |
|
2. Соци- |
Опора на боль- |
Опора на мас- |
Опора на тра- |
альная |
шинство насе- |
совые движе- |
диционные со- |
база |
ления, которое |
ния люмпе- |
циальные |
|
сознательно |
низирован- |
институты — |
|
поддерживает |
ных слоев |
бюрократию, |
|
демократиче- |
населения |
армию, цер- |
|
ские ценности |
|
ковь |
3. Госу- |
Правовое госу- |
«Всеобщее |
Традиционное |
дарствен- |
дарство, по- |
государство», |
государство, |
ное уст- |
строенное на |
осуществляю- |
поддержи- |
ройство |
основе разде- |
щее тоталь- |
вающее обще- |
|
ления и вза- |
ный (полный) |
ственный |
|
имного конт- |
контроль |
порядок пу- |
|
роля властей, |
всех сторон |
тем жестокого |
|
ориентация на |
частной и об- |
контроля оп- |
|
удовлетворе- |
щественной |
ределенных |
|
ние потребнос- |
жизни |
секторов об- |
|
тей населения |
|
щественной |
|
|
|
жизни |
4. Пар- |
Многопартий- |
Господство |
Правящая |
тийная |
ность |
одной партии |
партия огосу- |
система |
|
|
дарствлена |
5. Оппо- |
Действует ле- |
Отрицается |
Ее деятель- |
зиция |
гально |
|
ность ограни- |
|
|
|
чена жестки- |
|
|
|
ми рамками |
6. Право- |
Разрешено |
Запрещено |
Все, что каса- |
вой прин- |
все, что не за- |
все, что не |
ется полити- |
цип |
прещено зако- |
разрешено |
ческой дея- |
|
ном |
законом |
тельности, |
|
|
|
строго регла- |
|
|
|
ментировано |
|
|
|
властью |
7. Права и |
Большой объем |
Права и свобо- |
Права и свобо- |
свободы |
прав и свобод |
ды граждан |
ды граждан су- |
граждан |
граждан, кото- |
лишь декла- |
щественно ог- |
|
рые не только |
рируются, |
раничены, |
170
Окончание табл.
|
Виды режимов |
||
Линии сравнения |
Демократиче- |
Недемократический |
|
|
ский |
Тоталитарный |
Авторитарный |
|
провозглаша- |
люди совер- |
особенно в поли- |
|
ются, но и га- |
шенно безза- |
тической сфере. |
|
рантируются |
щитны перед |
Закон преиму- |
|
фактически. |
произволом |
щественно сто- |
|
Закон защи- |
властей. За- |
ит на защите |
|
щает права и |
кон защищает |
интересов госу- |
|
свободы граж- |
не личность, а |
дарства, а не |
|
дан |
государство |
личности |
8. Эконо- |
Смешанная |
Централизо- |
Обширный го- |
мика |
экономика, до- |
ванная эконо- |
сударственный |
|
минирует част- |
мика, государ- |
сектор может |
|
ный сектор; го- |
ственное пла- |
уживаться с |
|
сударственное |
нирование с |
рыночной эко- |
|
регулирование |
милитарист- |
номикой |
|
частного пред- |
ской направ- |
|
|
приниматель- |
ленностью. |
|
|
ства носит кос- |
Жесткая про- |
|
|
венный ха- |
изводственная |
|
|
рактер |
дисциплина |
|
9. Идеоло- |
Политический |
Существует |
Доминирует |
гия |
плюрализм |
единственная |
официальная |
|
|
обязательная |
идеология, но |
|
|
официальная |
допускается |
|
|
идеология |
наличие дру- |
|
|
|
гих идейных |
|
|
|
течений |
10. Кара- |
Строго подчи- |
Пронизывают |
Важный эле- |
тельные |
няются закону |
все сферы го- |
мент государст- |
органы |
|
сударства, осу- |
венного аппа- |
|
|
ществляют |
рата |
|
|
политический |
|
|
|
сыск, репрес- |
|
|
|
сии, фактиче- |
|
|
|
ски бесконт- |
|
|
|
рольны |
|
___ Образец задания
1 С7. | Известный американский политолог 3. Бжезинский утверждал: «Демркратия, быть может, главное завоевание Запада. Но демократия — это лишь сосуд, который еще должен
быть наполнен содержанием... Демократия сама по себе еще не дает ответа на дилеммы общественного бытия и в особенности не определяет «качества жизни...». Почему, по вашему мнению, автор называет демократию «главным завоеванием»? Можно ли согласиться с позицией автора, что демократия не влияет на «качество жизни», а следовательно, является привилегией богатых стран? Свой ответ аргументируйте.
Ответ: Автор называет демократию главным завоеванием Запада, поскольку ее становление прошло через длительный этап борьбы: от эпохи Просвещения и идей естественного права через революции и гражданские войны, тоталитарные режимы и войны мирового масштаба шло становление демократических институтов стран Европы и Америки. Само по себе провозглашение демократии не изменит качество жизни, будь то в политической, экономической или социальной областях. Необходимо длительное становление демократических институтов, которые во многом должны опираться на демократические традиции страны. При этом ее богатство отнюдь не означает автоматического приближения к демократическим нормам. В то же самое время укрепление демократии напрямую зависит от политики государства по преодолению бедности населения.