Тема 1. Познание мира
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
|
|
|
|
- Процесс познания |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
Субъект познания |
|
Результат |
|
Объект познания |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив |
|
Все общество |
|
Знание |
|
Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека) |
|
Весь окружающий мир |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
А гностицизм |
Скептицизм |
Оптимизм |
(гр. agnostos — |
(гр. skeptikos — рас- |
(лат. optimus — |
недоступный |
сматривающий , |
наилучший) |
познанию) |
критикующий) |
|
Отрицает полно- |
Не отрицая принци- |
Утверждает прин- |
стью или частично |
пиальной возможнос- |
ципиальную позна- |
возможность по- |
ти познания мира, |
ваемость мира, |
знания мира, по- |
выражает сомнение в |
принципиальную |
знание не дает |
том, что все знания о |
возможность полу- |
достоверных сведе- |
мире носят достовер- |
чения достоверных |
ний о мире |
ный характер |
знаний о мире |
Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное.
Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
Образец задания
I C5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.
Ответ: Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование .
Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания и др.